Стражи северных границ

Игра по сюжетам Дж. Р. Р. Толкина

12 - 14 августа 2005 года

kis

Явление Героя

Мой финиш горизонт,

А лента край земли…

В. Высоцкий

Отправной моего точкой рассуждения будет известное в неких кругах признание Джона Рональда Руэла Толкина о том, что он хочет создать мифологию, достойную своей страны. Для меня это значит, что он взялся задать особое пространство существования героического для читателя, который раз и навсегда понял, что героического не бывает. И я попытаюсь высказать версию, как Профессор это делает. Это, действительно, версия, можно спорить и возражать.

Различение первое. Человек и миф

Персонажи Профессора мифологические. Они из мифа. Они основаны на европейской мифологии, они и созданы были как мифологические, поскольку известно, что Толкин многократно переписывал свои произведения. А миф, он так и появляется, за счет многократной переделки сюжета разными исполнителями-авторами.

Но все персонажи Профессора принимают "человеческие решения". Здесь я имею в виду, что его персонажи, несмотря на обстоятельства, принимают собственные, личные решения. То есть в какой-то момент в мифологическом существе проявляется человеческое. Причем не "мелко человеческое" (См. выше), а Человеческое, в смысле Экзюпери.

Разумеется, здесь я даю свою интерпретацию, но мне кажется, что она не хуже других интерпретаций, во всяком случае, она (моя интерпретация) мне нравится. Сугубо мифологический персонаж - Берен. И вроде бы Тристан, и Нибелунг, и Ланселот. Что-то такое есть. И любовная история тоже, явно не из женского романа: она увидела его и полюбила (снова не помню цитату дословно). Но вот в разговоре с Тинголом несгибаемый мифологический герой обнаруживает свою человеческую сущность. Причем без всяких намеков - ту самую человеческую сущность, которая составляет, конституирует, я бы сказал, человека. Тингол, в моей интерпретации, говорит Берену: ты никто, ты недостоин той женщины, рядом с которой находишься, и… Вот оно самое интересное: …и ты сам об этом знаешь. А аргумент Берена, это не аргумент Тристана или Нибелунга, это необыкновенно человеческий ответ: да, недостоин, но я могу стать достойным.

Сравните: "Но самое несовершенство человеческой природы таково, что свидетельствует с несомненностью о высшем месте человека среди всех прочих существ, ибо только ему - единственному из живых - дана возможность совершенствования. Самое слово "несовершенный", относимое к нему, уже содержит в себе признание за ним способностей и возможностей к восхождению..." (Ибрагим-ибн-Хаттаб)

И начинается история Берена-человека. Слова Тингола были обращены к человеку, а не к Тристану или Нибелунгу, он упирал не на принципы, не на традицию, а на его собственное, Берена, осознание, на человеческое осознание несовершенства.

Этот прием, когда в мифологическом персонаже вдруг рождается человек, мне кажется удивительно точным, как раз в контексте девальвации героического в Европе между двумя мировыми войнами. Мифологическое есть то, что никак не сводимо к "мелко человеческому". У читателя не возникает вопроса о том, сколько баб в какой деревне было у Арагорна или Берена до и во время их встречи с большой любовью. Потому что это, в смысле "бабы в деревне" - невозможно в принципе. Но при этом проявление собственно человеческого делает эту историю живой, и что называется, цепляет.

Различение второе. Древо познания

Почитатели текстов Профессора, в просторечье "толкинисты" очень любят указывать на важное, в сущности, обстоятельство, что для Толкина наличие в мире абсолютного начала являлось принципиальным. Только с моей точки зрения коллеги трактуют абсолют несколько… не обижайтесь, но примитивно.

Мое утверждение состоит в том, что абсолюта по понятию не существует как феномена. Вот общественный сортир (пардон) как феномен существует. Он, сортир, воняет, в этом смысле он непосредственно дан. А вот абсолют ни в какой своей части не похож на общественный сортир. Он не дан непосредственно.

Абсолют может быть только явлен тому, кто в принципе допускает его существование, явлен. А слово "явлен" означает, что явлен в чем-то и для кого-то . "Любовь ризничего к Богу заключается в любви зажигать свечи".

У Профессора Илюватор явлен, но всем по-разному: Фродо в виде Гэндальфа, Гэндальфу в виде Валлар, Горлуму в виде Арагорна, и некоторые даже не осознают, что именно им явлено. Читателю, кстати, Илюватор явлен в виде "Сильмарилиона".

А потому, всякий раз, когда персонаж Профессора сталкивается с неизвестностью, он решает вопрос: а что это такое ему явилось. Он не пользуется готовыми формочками для того, что бы это определить, а всякий раз непосредственно в ситуации решает. И всякий раз заново, ибо этот вопрос не может быть решен раз и навсегда.

Только такая трактовка абсолюта дает возможность поставить вопрос о Светлых и Темных силах. Если бы принадлежность к одной из сторон была некой предопределенностью, а именно так трактует невнимательный читатель, то все военные столкновения сильно бы напоминали первую мировую. Типа: я родился в Германии (Франции, России), меня призвали в армию, и я воюю.

Итак, тезис состоит в утверждении, что выбор сил Добра или сил Зла не связан ни с какой принадлежностью, ни к Светлым, ни к Темным, а является результатом сознательного выбора . А следовательно, никто, кроме читателя, не знает как оно на самом деле: выбрал ли Саруман зло, или выбрал он добро. Не знает. Ему, персонажу, приходится решать этот вопрос, что называется, здесь и теперь, и теми силами и средствами, какие у него есть, и на свой страх и риск. Можно испугаться, пойти на поводу разных, мелких, в сущности, страстей, а можно просто ошибиться.

Короче говоря, различение Добра и Зла Профессор трактует в лучших христианских католических традициях - как возможность, а не как полную гарантию.

И именно с учетом этих различений мы собираемся делать игру.

02.08.2005

Крок дополнен оптимальным маршрутом выезда

02.08.2005

Крок дополнен маршрутом Александров - полигон

01.08.2005

В разделе "Об игре" размещена информация о полигоне

28.07.2005

Боевые правила по щитам скорректированы

18.07.2005

Уточнен раздел отличительных признаков народов и тварей

15.07.2005

Правила полностью переработаны и выложены в раздел "Об игре"

30.06.2005

В разделе "Об игре" опубликована информация об оргвзносе

23.06.2005

Еще пара текстов в раздел"Имена и земли"

22.06.2005

Обновлен раздел "Имена и земли"

05.04.2005

Правила выложены в раздел "Об игре".

12.12.2004

Мастерская группа начинает прием заявок.